Радиоспорт, что то делать надо.

Все ниже написанное является моим личным мнением и не претендует на всеохватность вопроса. Это только мое восприятие сложившейся ситуации. Целью текста является систематизация собственных впечатлений о состоянии дел, а не попытка вызвать споры.

Но что-то же делать надо. Вот и пробую разобраться, что?

Осторожно, дальше очень много текста и пространных рассуждений. Ну а если начнете читать, то просьба дочитать до конца.

Лирическое отступление.

Я начал заниматься радио в 1982 году и занятия в радиокружке дома пионеров индустриального района, мне очень помогли в изучении электроники. В 1985 году мне повезло познакомиться с парой радиолюбителей-коротковолновиков, и я погрузился в это интересное занятие. В 1986-м году я уже во всю изучал телеграф и работал им в эфире с коллективной радиостанции городского дворца пионеров. Тогда же получил свой наблюдательский позывной UL7-027-528. Первым моим личным «серьезным» приемником стал «Казахстан» с установленным вторым гетеродином. Коллективных радиостанций тогда в городе было много, на нескольких из них я регулярно появлялся, общался с другими радиолюбителями, потихоньку работал в эфире. Уже учась в институте, в 1991 году получил разрешение на радиостанцию 3-й категории, RL7FHR. Но в эфире активно поработать так и не удалось. В 1992 году, по комплексу причин, пришлось идти в армию. В 1994 году вернулся, восстановил позывной, но трансивер так и не собрал. Потом работа, женитьба, пара переездов и с радио все никак не складывалось. Уже в 2014 году все-таки старое увлечение не выдержало и подвигло собрать сначала приемник «Лидия-80» на диапазон 7 МГц, а потом и прикупить TECSUN PL-660. В голове застучало желание получить наблюдательский позывной. А потом выяснилось, что и разрешение на работу в эфире не так уж и сложно получить, при наличии моего предыдущего опыта в радиолюбительстве. Вот я и получил в 2015 году позывной UN7FGO.

Получение позывного, это еще пол дела, путем долгого уламывания одного из жильцов крайнего подъезда, удалось получить разовый доступ на крышу и установить там пару не выделяющихся внешним видом простых антенн. Потихоньку начал работать в эфире и проявлять активность в делах нашей радиолюбительской организации.

И чем дальше проникался процессом, тем грустнее все становилось. Активность радиолюбителей оказалась очень низкая. Не смотря на приличное количество имеющихся позывных, в эфире появляется хорошо если третья часть. Попытки разобраться в вопросе показали, что такая ситуация не только у нас, но и по всему Казахстану. В некоторых городах, где есть действующие коллективные радиостанции и активная группа активистов, процент активных радиолюбителей выше и есть, хоть и не большой, но приток новых радиолюбителей. У нас же закрылась последняя коллективная радиостанция и радиолюбители лишились даже места, где можно было собраться для общения хотя бы на выходных. Хотя и активность оставляет желать лучшего, даже на собрания, из 25 радиолюбителей, проживающих в городе, приходит не более десяти. Про приток молодых кадров разговор уже даже не идет.

Конечно, на мой взгляд, идеальным вариантом привлечения молодежи, была бы коллективная радиостанция, открытая в школе или колледже. Там постоянно есть дети, некоторых из них наверняка заинтересовало бы, что там шумит и разговаривает в непонятном устройстве. А в дальнейшем 2-3 ребенка в год наверняка бы остались увлеченными радио. Но тут тоже есть человеческий фактор. На этой коллективной радиостанции в дневное время должен кто-то находиться, чтобы показать и рассказать детям что это такое. И вот тут мы не смогли найти человека, не смотря на договоренности о помещении и ставке технического специалиста. Никто из наших пенсионеров не захотел получать дополнительный доход любимым делом. Да и подростков не сильно интересует тема радио, поскольку сейчас в кармане есть устройство, способное соединить тебя с любым человеком на земле, без танцев с бубном и лишних усилий.

Так же не забываем, что хотелось бы привлечь в радио молодых людей, возрастом 14+ лет. Поэтому большая часть описанной мной мотивации отталкивается от этого, а не от возможностей самодостаточного взрослого человека 40+.

Мой взгляд на сложившееся положение дел

Во времена начала моего пути в радиоспорт, все направления радиоспорта были «под крылом» ДОСААФ и соответственно были направлены на подготовку «военизированного резерва» для армии авиации и флота.

Скоростная телеграфия

Во времена СССР телеграф был обязательным навыком для армейского радиста, поскольку различных систем шифрования радиосигнала в войсковых частях еще толком не было. Поэтому и готовили, по возможности, специалистов еще до армии. Даже соревнования начал проводить именно СССР. Первые международные соревнования по скоростной телеграфии прошли в Москве в декабре 1983 года. Для интересующихся, итоги соревнований были опубликованы в журнале «РАДИО» № 3 за 1984 год, страница 10-11.

А сейчас, телеграф уступил свои позиции системам шифрования и цифровым видам передачи данных. Существующие виды модуляции типа FT8 и JT65, позволяют принимать сигналы с настолько низкими уровнями, что их может быть даже не слышно оператору. В 2003 году на конференции WRC-03 было принято решение, внести во всемирный регламент радиосвязи изменения, делающие не обязательным знание телеграфа для получения радиолюбительской лицензии. https://www.itu.int/dms_pub/itu-r/opb/act/R-ACT-WRC.7-2003-PDF-R.pdf

Большинство стран пошли на встречу этому предложению и знание телеграфа было убрано из требований CEPT к радиолюбительским лицензиям. В 2006 году и в США убрали требование на знание телеграфа, из лицензий всех уровней.

Да еще оказывается IARU не признает важными соревнования по скоростной телеграфии. https://www.iaru-r1.org/index.php/hst/1927-hst-2020

В сложившихся обстоятельствах, авторитет телеграфа, как вида связи, в глазах нового поколения радиолюбителей, падает где-то на уровень плинтуса, не смотря на все его богатые традиции и положительные возможности. Однако необязательность и необходимость прикладывания усилий для его изучения, делают телеграф чем-то вроде раздражителя для молодого поколения.

Спортивная радиопеленгация. (Охота на лис)

Увлекательное направление в радиоспорте, совмещающие в себе навыки радиооператора, спортсмена и логиста. Так как во времена отсутствия сети Интернет, единственным способом передать информацию, для шпиона, было радио, то и умение быстро обнаружить несанкционированный передатчик ценилось очень высоко. По специальным методикам готовились команды, для обнаружения и быстрого поиска передатчиков, работающих как на КВ (3.5 МГц), так и на УКВ (144 МГц) диапазонах.

А сейчас, при наличии доступа к сети Интернет в каждом кармане, пеленговать стало просто некого, и прикладная актуальность данного технического вида спорта резко упала. К тому же отсутствие и дороговизна материальной базы для подготовки этого направления, внесло свою лепту в «похороны» данного направления радиоспорта.

Связь на КВ/УКВ

Самое сложное направление в радиоспорте, в плане объяснения подростку – «зачем?».

В прошлом веке связи на КВ и УКВ давали возможность оценить прохождение, изучить особенности отражения радиоволн от различных слоев ионосферы, возможно составить свои алгоритмы предсказания прохождения. Так же в отсутствие постоянно доступных каналов междугородней связи, связь на КВ давала возможность «встретиться» в эфире с нужным тебе специалистом и обсудить тот или иной вопрос связанный с конструированием и наладкой аппаратуры или антенн.

Теперь же имеется множество спутников, которые обследуют ионосферу без выходных и праздников и более систематично, чем радиолюбители. Доступны вычислительные мощности, позволяющие практически каждому составить карту прохождений для своего QTH или получить эту информацию от другого радиолюбителя.

Наличие сети Интернет, радиолюбительских форумов, доступность технической документации и архивов радиолюбительских журналов, «убила» необходимость «ловить» в эфире автора статьи, напечатанной в прошлом году в журнале «Радио», чтобы проконсультироваться по вопросу замены одного транзистора на другой.

«Придумывание» новых конструкций антенн, практически сводится на нет, такими доступными в сети Интернет и всеобъемлющими книгами как «Антенны» от К. Ротхаммеля, в которой собран опыт антенного конструирования, начиная с начала 20 века.

Ну и опять же стоимость приемно-передающей радиоаппаратуры и сложность в поиске комплектующих для самостоятельной сборки, не добавляет привлекательности данному направлению радиолюбительства. Ну и не забываем про необходимый для настройки самодельного аппарата парк приборов.

Отдельного упоминания заслуживает отсутствие возможности у большинства радиолюбителей разместить на крыше антенну или истории с истериками соседей, после установки антенны на крыше. Такое способно охладить пыл не только начинающего радиолюбителя.

Вот и как в данной ситуации ответить на вопрос подростка – «ЗАЧЕМ?».

При этом, я не затронул тему радио-конструирования, поскольку там всегда есть возможность создания устройств, не выпускаемых промышленностью и решающих проблему конкретного человека. С этим направлением все более или менее понятно и благодаря доступности различных готовых модулей от китайских производителей – проще.

Конец пессимистичной части текста.

Теперь мои мысли, чем и как можно увлечь подрастающее поколение.

Связь на КВ/УКВ

Космос всегда был чем-то недоступным для большинства людей, а почувствовать себя причастным к нему хотелось бы многим. Почему бы не создавать при учебных заведениях не «коллективные радиостанции», а «секции космической связи»?

В самом бюджетном варианте это может быть две автомобильных ФМ-радиостанции на 144 и 430 МГц и две квадрифилярные антенны. Понятно, что выбор спутников в этом случае ограничен, но он позволит привлечь интересующихся астрономией и космосом ребят. Необходимость расчета траекторий спутников, пусть и в компьютерной программе, эффект Доплера и прочие специфичные знания помогут еще больше заинтересовать учеников и получить поддержку школьного учителя астрономии.

При наличии какого-то бюджета, уже можно вести речь о направленных антеннах с поворотными устройствами и всемодовых трансиверах на диапазоны 144 и 430 МГц. В наш арсенал добавятся связи не только через спутники, но и с отражением от метеорных потоков и прочих космических объектов. Всемодовые трансиверы позволят не только работать через радиолюбительские спутники, но и принимать телеметрию других космических аппаратов, принимать погодные снимки со спутников и регулярное вещание в SSTV с борта МКС.

Так же появляется возможность приобщиться к радиообмену с отражением от луны, пусть пока и в виде наблюдателя.

Ну и в случае удачного развития событий, дальнейшее взаимодействие с государственными учреждениями занимающимися космической тематикой, экскурсии на космические и авиационные объекты, участие в конкурсах научных проектов учащихся, связанных с космосом.

Коротковолновая связь в данном случае может идти как сопутствующий процесс, позволяющий отработать навыки оператора и обучение работе с оборудованием.

В качестве сопутствующих факторов этого направления можно отметить изучение английского языка, изучение географии, изучение радиоэлектроники и физических процессов, связанных с электромагнетизмом.

Спортивная радиопеленгация. (Охота на лис)

Для популяризации данного направления можно рассмотреть вариант проведения военно-спортивных игр, приуроченных к мероприятиям военной тематики, памятным годовщинам.

—————————————————————————————————–

Примерный план военно-спортивной игры “Шпионы как мы”, по партизанским мотивам.

Участвующие делятся на две команды.

1-я команда – Шпионы (несколько групп).

2-я команда – Контрразведка.

Задачи, стоящие перед командами:

– Шпионы, до окончания игрового времени, должны передать “Центру” 3-4 радиограммы, длительностью по 50 (10 групп) цифр (количество и объем надо уточнить). Шпионы действуют несколькими (2-4) группами, у каждой группы задача аналогичная.

Радиограммы передаются в строго определенное время, согласно установленного “Центром” графика. Время передачи между радиограммами 5-10 минут (зависит от размеров территории, где проводится игра). Время передачи радиограмм для каждой группы устанавливается свое. Для предотвращения обнаружения, группы Шпионов, в интервалах между передачами радиограмм перемещаются в другое место. После передачи последней радиограммы, Шпионы должны прибыть на заранее оговоренное место и не быть обнаруженными Контрразведкой.

– Контрразведка должна запеленговать, обнаружить и задержать Шпионов. Обнаруженная команда Шпионов выбывает из игры.

Игра проводится на местности (большой городской парк, лесополоса и т.д.)

Все группы “высаживаются” с разных сторон игровой территории. Старт Игры происходит по ранее определенному времени. Команды Шпионов могут передвигаться по территории сразу после “высадки”. Команда Контрразведки начинает движение со своей “базы” только с началом передачи первой группы Шпионов. Для передачи радиограмм, Шпионам выдаются портативные радиостанции, работающие на определенной частоте. В качестве Центра выступает местная коллективная радиостанция, с установленным на ней оборудованием. У каждой группы Шпионов имеется свой Оператор, принимающий радиограммы.

В случае, если на конец Игры не обнаруженными останутся несколько команд Шпионов, победившей будет та, у которой радиограммы приняты с меньшим числом ошибок.

Если Контрразведка обнаружила все команды Шпионов, то она и считается победившей командой.

Для команд Шпионов изготавливаются QRP приемо-передатчики, типа вот такого: http://blog.gengen.ru/?p=522, Рабочая частота задается кварцевым резонатором на 3.587 МГц. Для участников знакомых с телеграфом, могут использоваться телеграфные трансиверы PIXIE с кварцевым резонатором на 3.587 МГц.

Команда Контрразведки оснащается пеленгаторами “ЛЕС-3.5” или подобными приемниками на этот диапазон.

—————————————————————————————————–

Но тут тоже будет стоять вопрос материального обеспечения данных игр.

Скоростная телеграфия

Вот тут у меня с мотивацией для подростков пока ничего особенного не придумывается.

 

Ну и для меня остался самый сложный вопрос в перечне “что делать?” – как все это реализовать без помещения и с пребыванием в дневное время на работе?

Если у вас есть желание что-то мне подсказать или дополнить, готов выслушать и ответить на предложение по почте – МОЙ_ПОЗЫВНОЙ (собака) gmail.com